Виды автомобильных дисков 

3 Сентября 2013


Автомобильные диски делятся на две основные группы: стальные и сделанные из легких сплавов.


Стальные диски.


Технология отработана десятилетиями. Диск штампуют, а обод прокатывают из листовой стали, затем детали соединяют контактной точечной сваркой, ставят маркировку и наносят защитное покрытие.

Основное достоинство штампованных дисков – невысокая цена. Получается очень дешево и достаточно качественно - именно поэтому подавляющее большинство автомобилей на заводском конвейере оснащают стальными дисками. При ударах они не трескаются, а мнутся.

Недостатки:

- из-за конструктивных и технологических особенностей трудно свести к минимуму биение и обеспечить точную геометрию колеса.

- ограничены возможности по дизайну стальных дисков. Не случайно производители скрывают грубоватую «штамповку» за декоративными колпаками, а на дорогие модификации устанавливают алюминиевые диски;

- большая масса, уменьшить которую не представляется возможным, т.к. при меньшей толщине стального листа снижаются прочностные характеристики. Кстати, стальные диски большого – от 17 дюймов – диаметра нынче практически не встретишь, уж больно тяжелы. Исключение: Ford Police Interceptor, с дисками 18 дюймов.

- невысокая коррозионная стойкость, во многом обусловленная качеством покрытия.


Именно благодаря моде на огромные колеса и, конечно, увеличению размерности тормозов легкие сплавы в последние годы получили большое распространение.


Литые алюминиевые диски.


Чаще всего используют высокопрочные алюминиевые сплавы с добавками кремния, магния, титана и бора. Помимо основных компонентов, в материале присутствует чуть ли не половина таблицы Менделеева, но точную рецептуру производители держат в секрете.

Литое колесо из алюминиевого сплава легче аналогичного стального примерно на 15 - 30%, что для колеса размером 5,5Jх13 составляет около 1 кг. Из теории же автомобиля известно, что снижение массы неподрессоренных частей, к которым относятся и колеса, способствует улучшению такого показателя, как плавность хода. Кроме этого, уменьшается и момент инерции автомобиля, что благоприятно проявляется при разгоне и торможении, снижается износ деталей трансмиссии, улучшается динамика автомобиля, уменьшается расход топлива.

Немаловажным является и тот факт, что использование легких сплавов позволяет придать диску самые разнообразные варианты внешнего вида, что, кроме эстетической стороны, способствует хорошему охлаждению тормозов за счёт лучшей теплопроводности алюминия и обдува воздухом тормозных механизмов автомобиля. Диски из алюминиевых сплавов обладают высокой коррозионной стойкостью, что является следствием способности алюминия образовывать на поверхности защитную оксидную пленку, препятствующую его разрушению.

Алюминиевые литые диски, как никакие другие, имеют большой разброс, как по своим характеристикам, так и по цене.

Диски известных западных производителей (Dezent, Enzo, AEZ, Dotz, Alutec, OZ Racing, Antera и других) отличаются наиболее сбалансированными сплавами, обеспечивающими их высокую ходимость, меньший вес и достаточно высокую ударную прочность (но вместе с тем и довольно большую цену), а так же высокое качество лакокрасочного покрытия, чего нельзя сказать про китайские диски.


Литые магниевые диски.


В основе сплава – не алюминий, а магний. Такие диски легче алюминиевых, но магний боится коррозии и легко воспламеняется.

Данным дискам присущи все основные достоинства литых алюминиевых дисков, причем в большей степени. Однако они не нашли широкого применения в силу очень низкой коррозионной стойкости.

Требования к защите поверхности таких дисков настолько велики, что их покрывают специальными красками и лаками, стойкими к влиянию любых внешних факторов.


Кованые диски.


Этим способом достигается наивысшая прочность, поскольку структура металла становится волокнистой, а направление этих волокон - изначально заданным. Такая технология позволяет уменьшать толщину стенок дисков примерно на 20%, по сравнению с литыми дисками. Недостаток технологии ковки - большой процент отходов, что увеличивает цену изделия.

Изготавливаются методом горячей штамповки из алюминиевых или магниевых сплавов с последующей термо- и механической обработкой, при этом обеспечивается очень высокая прочность и жесткость конструкции, высокая коррозионная стойкость.

Алюминиевые кованые диски, в отличие от литых, не нуждаются в дополнительной защите поверхности. При ударе кованый диск не лопается, а мнется и на нем не образуется трещин. Эти колеса примерно в 1,5 - 2 раза легче стальных.

Литой диск имеет зернистую внутреннюю структуру металла, и в этом его основной минус: при долгой езде по колдобинам в металле идет процесс накопления микротрещин (невидимых и потому опасных), которые рано или поздно проявят себя - от сильного удара диск может расколоться. Кованый же металл, который имеет многослойную волокнистую структуру, исключительно прочен (ковка обеспечивает необходимую пластичность). Помять его теоретически можно, но скорее разлетится подвеска, чем помнется закраина кованого колеса.

Существенный недостаток кованых дисков – нерациональное использование металла: примерно половина идет в отходы. Потому и себестоимость изделия довольно высока. А также ограниченные возможности по дизайну. Стенки кованого диска можно сделать на 20% тоньше, чем у литого, не опасаясь за прочность.


Составные диски.


В последние годы многие фирмы все чаще выпускают составные колеса. Такой компромисс между литыми и коваными – попытка уменьшить недостатки и акцентировать достоинства тех и других. Детали колеса изготавливают по разным технологиям: например, обод – кованый, а диск – литой. Их соединяют болтами (как правило, титановыми или из высококачественной стали).

Одно из достоинств «гибридов» – ремонтопригодность и возможность тюнинга. Например, можно поменять полки на более широкие. Конечно, починить такой диск недешево – стоимость запчастей и работа будут близки к цене нового колеса, но в некоторых случаях ремонт лучше покупки нового комплекта.

Другой немаловажный аспект – привлекательный внешний вид. Составные диски с болтами особенно престижны из-за своей высокой цены и эксклюзивного дизайна. Достаточно посмотреть на OZ Racing Michelangelo 2 или Raffaello и всё станет понятно. Другая итальянская фирма ANTERA лидирует в производстве составных алюминиевых дисков и тщательно разрабатывает дизайн своих дисков, создавая уникальные модели. Конечно же, такие диски не могут стоить дёшево. Именно поэтому некоторые фирмы выпускают «псевдосоставные» колеса дешевле составных – неразборные. Издали отличить двойников практически невозможно.


 

← Назад к списку новостей